prosto_gost (prosto_gost) wrote,
prosto_gost
prosto_gost

Вчера в обсуждении темы образования мне прислали ссылку на ироничную статью, высмеивающую русский дизайн и русскую интерьерную моду, вообще.
Начинается она довольно банально:
«… Мой знакомый заметил однажды, что женщину-водителя он безошибочно определяет по манере езды…»

Я тоже, чтобы не отпугнуть читателей, непричастных к исследуемой теме (хотя, всех касается, живем-то рядом), начну с этого больного вопроса.


Чем отличается женщина от мужчины?

Автор пишет:
«… Но, увы... Женщина может стать мужчиной, только сменив пол (и это все равно будет более-менее удачный эрзац), а наш архитектор сможет проектировать как западный лишь в иной системе, т.е. за границей, причем после того, как глубоко прочувствует и ассимилирует особенности зарубежной системы не только проектирования и строительства, но и бытия в целом, и при этом степень ностальгической "русскости" все равно останется и будет в разной мере заметна…»

Да почему же надо обязательно стремиться к чужому уровню, чужому полу, чужому интерьеру, наконец? Русская поговорка «Хорошо там, где нас нет» отражает наше настроение, наши ориентиры, наше самоуважение?!
Каким циничным, да что говорить, просто недалеким выглядит в моих глазах тот знакомый уважаемого автора, который издалека отличит женщину за рулем. Сразу же слышно самодовольное превосходство самца, который так любит отпустить сальные шуточки на тему блондинок в кругу себе подобных о…енных мужиков.

Скажите, отличаются ли наши люди от европейских, например, в одежде?
Почему наши дамы делают мейк-ап и надевают каблуки каждый день, а их заграничные коллеги по полу выглядят как серые мышки?
Почему жители Востока так любят люрекс и прочую блестящую мишуру?
Почему у племени масаев так популярен разноцветный бисер, а скандинавки предпочитают холодное серебро (если, вообще, склонны к украшениям)?

Мое мнение, мы все разные, и не надо стремиться подражать какому-то единому стандарту, тем более, вряд ли раз и навсегда установленному.

Однако, вопрос о русском интерьерном дизайне, и тут не всё так однозначно.

Автор пишет:
«.. Но мы не зрелы не только как потребители качественного дизайна, но и как его создатели. И это стоит признать!!!
…На исходе советского времени в среде архитекторов ощущался огромный нерастраченный творческий потенциал, остроумные стильные "бумажники" и те, кто "выдавливал" архитектуру из убогих возможностей советской строительной индустрии, мечтали о реальном креативном свободном творчестве. Частный интерьер стал идеальной точкой приложения таланта многих из них. Первые интерьерные работы наших архитекторов (вновь испеченных дизайнеров) были романтическим творческим актом проверки накопившихся формальных идей, они искренне громили стереотипы "совка", под каждым принятым решением был глубинный пласт книжных знаний, телевизионных впечатлений и предвосхищение профессионального опыта. Во всем этом был свой шарм, извиняющий технические огрехи, несуразицу и так свойственный русским людям перехлест. Вектор нового русского стиля определился
Его рупором стал журнал "SALON", сыгравший, на мой взгляд, огромную роль в формировании НРС (новый русский стиль) и донесший до самых удаленных российских городов и весей новый методологический принцип творчества: можно абсолютно все, на что удастся уговорить заказчика и что с грехом пополам смогут сотворить строители. Этот принцип воодушевлял все новых и новых архитекторов (читай, дизайнеров), приобщавшихся к созданию интерьеров…
»

Абсолютно согласна со всем вышесказанным! Русский дизайн, действительно, переживает детские болезни роста, случаются перегибы и перехлесты, а также верно подмечено, что новую моду на волнистые стены и слоистые потолки изобрели вчерашние архитекторы, дорвавшиеся до просторов российских квартир-клетушек и свободных от перегородок бетонных коробок, а довел до масс эту новое веяние и возвел в ранг русского явления в дизайне – журнал «SALON».
Я как раз помню этот журнал еще лет 12 назад, когда и не думала, что буду заниматься интерьерами: его принесла к нам в дом бывшая одноклассница, которая в то время занималась обустройством новой квартиры на Брайтон-бич.
Разглядывая страницы журнала, изобилующие ярлыками богатства, пропагандирующие интерьеры с избыточным декором, я испытывала чувство неполноценности и досады. По неясной причине у меня портилось настроение и я отбрасывала журнал в дальний угол.
Совсем другое отношение к журналу у меня теперь. Попасть на его страницы так же трудно, как и на пышные Russian-Salon в Милане. Там танцует русский балет, подают шампанское и икру, в гостях непременно звезды эстрады или шоу-бизнеса. Я два раза получала приглашения и два раза не попадала, так как вечно опаздывала к разбору билетов.

Далее, автор пишет:
«… Недавно я пригласила своего немецкого коллегу посмотреть подобный интерьер на завершающей стадии отделки, стояла большая часть мебели, и об интерьере уже можно было составить целостное впечатление. Автор проекта, заказчик и строители с упоением и гордостью демонстрировали нам свое произведение. Непонимание, удивление, граничащее с ужасом, видела я в глазах иностранца, из вежливости кивавшего и поддакивавшего хозяину квартиры, а у меня вопрошавшего: зачем все это? И напоследок огорошившего хозяина заявлением: а теперь Вы, конечно же, начнете ремонтировать подъезд. После злосчастного визита мне долго пришлось отвечать на недоуменные вопросы немецкого коллеги. Начиная с того, почему так много денег вложено в локальный ремонт, тогда как весь дом в таком плохом техническом состоянии, почему инженерные решения и оборудование посредственного качества, а мебель такая дорогая?..

Не была в Новосибирске, откуда пишет автор, но могу предположить, что там такое могло случиться. Однако, не соглашусь, что это повсеместное явление! Дворцы наши клиенты строят обычно в своих частных домах, баснословные ремонты – в новых элитных строениях, а инженерные решения и коммуникации применяются только высшего качества! Это ли не знать тем самым немцам? Которые с удовольствием внедряются на наш рынок со своими высокотехнологичными, инновационными достижениями, устраивают для нас, русских специалистов, ознакомительные туры и мастер-классы?
Самый что ни есть настоящий немец Гидо Шмитц с восторгом разглядывал применение «умного дома» системы Gira , которую сам продвигает на все рынки мира, в квартире, которую я ему показывала. Удивление, да, было на его лице, но не граничащее с ужасом, а с восхищением – от вида за окном, от просторов апартаментов, от решений и уровня исполнения работ на объекте.

Автор пишет:
«… Поэтому и творцы моды пытаются чутко ловить настроения тех, для кого они трудятся, как бы предвосхищая пожелания общества или какой-то его части. Как серфингист ловит волну, можно ловить потенциальные чаяния людей и, придав им материальное воплощение, добиваться успеха. Именно такую волну, по-моему, поймали те, кто занимается сейчас российским интерьером.
Они создают моду, их работа востребована, но профессионалы ли они, хорошо ли то, что уже стало модным? Ведь "английский газон" за три месяца не вырастает. Почти целый век наша страна не имела культуры богатого дома, апартаментов, дорогого и качественного жилья, жилья для среднего класса. Соответственно, не было и создателей этой культуры, не было учебных заведений, которые бы могли эту культуру накапливать и передавать. Были совсем иные профессионалы, с другими навыками, менталитетом, логикой, образованием. Сейчас, волею социальных перемен, они переквалифицировались в дизайнеров по интерьеру и, можно сказать, на бегу становятся профессионалами, творя новую для нас культуру из ничего и из всего одновременно. Именно в этой плоскости лежит, по-моему, ответ на вопрос, почему в наши частные интерьеры перекочевала эстетика совсем иных по функциям помещений (выше мы об этом уже говорили). Видимо, это оказалось самым простым способом создать нечто новое, а нового ждал от дизайнеров и заказчик, да и они сами…
Новое (НРС) родилось стихийно, не из качества, а из количества архитектурно-дизайнерских наворотов. Не имея своей культуры интерьера, мы экстренно понадергали ее отовсюду, сдобрили присущей русскому человеку балаганностью и получили лишенные глубины, эстетической выверенноти, а иногда и просто здравого смысла поделки кустарного уровня, которые начали популяризировать и выдавать за профессионально сделанный продукт…
»

Всё правда. Только вот хочется спросить автора, если она сама является профильным преподавателем, что же растит таких вот неправильных дизайнеров – архитекторов, и давно ли? А также, посмотреть на ее собственные творения. Как любит говаривать историк моды Александр Васильев: «А давайте посмотрим Ваши интерьеры, потом вместе и посмеемся!..»
Легче всего критиковать. А то как же – сразу и сам выше становишься, вроде как, если заметил ляп и высмеял вовремя, то собственный уровень куда выше! Дали бы ему в руки лопату, уж он-то показал бы, как надо копать! Но, перо легче…
Конечно, российский дизайн очень еще молодой, сырой и наивный. И есть тому причины, сам автор уже выше назвал. Но за 15 лет уже успели появиться первые профессионалы, работы которых можно рассматривать с гордостью и восхищением! И тот же Салон опять первым печатает эти работы и пропагандирует наш, особенный, русский стиль в дизайне.
Зачем нам слепо копировать западные образцы? У нас что, женщины ходят не на каблуках и без макияжа? Или у нас полным полно джентельменов с трубкой во рту и клюшкой для гольфа в багажнике?

Автор не останавливается:
«… У заказчиков и многих только начинающих работать интерьерщиков нет должного вкуса, образования, мировоззренческой платформы, чтобы все это качественно фильтровать. А потому нормальная, независимая, профессиональная критика нам очень не помешала бы. Представьте себе журнал "SALON", к каждому номеру которого прикладывается отдельное независимое скромненькое издание аналитической тематики с критической статьей на каждый представленный в номере интерьер. Вот это был бы серьезный поворот, заставивший многих дизайнеров задуматься, прежде чем публиковать свои работы. Пока же я живо могу себе вообразить лишь что-то типа юмористического рассказа Михаила Задорнова, вдохновившегося современными российскими журналами по интерьерному дизайну, в котором пики острот летят в сторону заказчиков представленных интерьеров, а ведь и тот, кто эти интерьеры проектировал, не менее того достоин…

Я лично выйду на баррикаду, если вдруг такая книжеца или телевизионная передача выйдет в свет!
Интересно, кого автор видит в ряду критиков? Наверное, самое себя, не меньше.

Я как-то смотрела передачу, не помню, как называется, вроде «К барьеру» или что-то похожее, там в ответчиках оказался известный художник Никас Сафонов. Было забавно наблюдать, как на него набросились малопривлекательные дамы-искусствоведы, плохо одетые критики, неухоженного вида специалисты по высокому искусству! К моему удивлению, оказавшийся недалекого ума, популярный художник ошарашено отбивался: мои картины стоят миллионы! Свой портрет мне заказал король такой-то страны!
- Ха-ха! – издевались критиканы, - а король-то африканский! Что он понимает в искусстве?!

Ребята, это же смешно! И Никас смешон, с жалкими потугами доказать свой талант ценником на услуги, но и критики не меньше смешны – в своем оголтелом желании унизить художника, указать ему на место, в своей зависти, наконец, и уязвленном самолюбии.

Никас дурак, если считает портрет африканского вождя, оплаченный ему по высокому тарифу, произведением искусства и наследием нации. Но кто сказал, что журнал Салон претендует на место Азбуки Моды и показывает исторически ценные интерьеры? Кто из дизайнеров, печатающих на страницах различных журналов свои работы, считает их образцом таланта и высшего вкуса?
Мы делаем то, что пока можем делать. Печатаем в журналах (а не на страницах академических изданий) свои работы, чтобы получить новые заказы. Стараемся, учимся, растем. Из года в год интерьеры в журналах всё интереснее и интереснее.

А критиковать наших клиентов? Их вкус, кошелек, образование? Да чтобы Задорнов веселил народ « Ониии тупыыыеее!!»?! И, ой как весело народу! Ведь посмеявшись над другими, сам становишься умнее, талантливее, прекраснее!

Как тот мужик, что увидит женщину за рулем в 99 случаях из ста! Ведь так приятно для самосознания высмеять чужую слабость, неумение, отсутствие опыта! А ведь дело-то плевое – водить машину! Просто это лишь то, что тот знакомый и умеет в жизни, ни в чем другом его таланты не проявились, видимо. Поэтому и есть повод посматривать свысока на этих неумех…

Дальше автор возводит на пьедестал почета западного специалиста:
«… Западная архитектура существенно прагматичнее. Зарубежному коллеге даже в голову не приходит просто так для интереса "повыкрутасничать". Он существует в гораздо более жестких условиях материальной и моральной ответственности перед заказчиком за принятые решения, он должен уложиться в смету и в существующий высокий стандарт профессионального качества. Поэтому, прежде чем он "рискнет" запроектировать какую-либо змеевидную стеночку, он просчитает увеличение расхода материала и квалифицированного труда на ее возведение, сопоставит его с теми функциональными и эстетическими преимуществами, которые такая форма дает, и только потом примет решение. Он предельно качественно и при этом возможно недорого решит инженерные проблемы, последовательно и скрупулезно продумает функциональную организацию помещений, попытается спроектировать самый оптимальный быт с точки зрения хранения вещей и обслуживания помещений, позаботится об энергосбережении и экологической чистоте, отработает в интерьере окна, батареи, подоконники так, что они станут составляющими общей гармонии, ему не выгодно сочинять себе сверх того какой-то еще материал для работы, ведь каждый дополнительный шаг увеличивает затраты. При этом, одним - двумя выверенными штрихами или доминантами он зафиксирует свою работу над интерьером, оставив поле деятельности дизайнеру.
… прямой функции дизайнера: качественно и грамотно подобрать покрытие стен, полов, потолков, мебель и светильники - руки не доходят. А ведь западный дизайнер именно это и сделает. Если есть проем, он будет пытаться оптимально оформить именно проем, а не пытаться нарисовать на стене рядом с ним квадратики или нечто иное... Таким образом, он выделит лишь необходимые для решения задачи и приложит все усилия к их решению минимумом средств с максимальным эффектом…
»

Во как! Во всем-то западный профессионал хорош и сделает всё замечательно, не нам чета! И почему-то, этот единственный грамотный человек олицетворяет всех западных специалистов скопом!
Автор бывала во всех странах, во всех домах, о которых пишет с таким пиететом? А не случалось автору останавливаться в гостиницах, спроектированных не нашими безрукими дизайнерами-архитекторами, а их, лучшими из лучших, «западными» профессионалами, где количество ляпов, несуразиц и откровенной халтуры превышает всякое мыслимое количество? И не бывала автор в тех зарубежных апартаментах, где, как она любит, стены простенькие (белые), смесители дешевые (пластмассовые – вот уж тот бы немец от ужаса глаза закрыл, чтоб больше никогда не открывать!), мебель из ДСП с опасными углами и унылом видом?

Короче, вдоволь посмеявшись, я серьезно резюмирую статью .
Статья хорошая, предлагаю включить в программу всех курсов и школ дизайна, включая институты и академии, для ознакомления и острастки начинающих. Статью снабдить иллюстрациями не только «ужасных» русских интерьеров, но и тех самых «западных» примеров, которые пока возносятся до небес голословно.
Журналу Салон присвоить звание глянцевого популярного издания, и оставить его в покое со своими богатыми интерьерами и богатыми же вечеринками. Никакими критическим стрелами не ранить авторов работ, и тем более, их заказчиков. Если есть желание поупражняться в школе злословия – отдельным изданием по узкой распространительной дороге.
И перестать, наконец, стыдиться наших русских петухов и молиться на тот пресловутый «запад».

прочесть статью полностью можно здесь: http://www.sibdesign.ru/index.php?text=1&razdel=stat&textnew=20030615004034

UPS: Оказывается, статья написана в 2002 году. Возможно, сегодня автор многое написала бы по-другому, но, как я ответила сейчас, так ответила :)
Tags: поговорим коллеги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →