prosto_gost (prosto_gost) wrote,
prosto_gost
prosto_gost

Хочешь стать дизайнером?

Мне тут пришло письмо с просьбой ответить на несколько вопросов польскому глянцевому журналу про русский дизайн, в чем, мол, отличие наших интерьеров от западных и почему.
Я не стала тратить время и отвечать на праздные вопросы журналиста. Но вот здесь, в моем дневнике, я, пожалуй, постараюсь ответить на важные вопросы моих читателей, которые я регулярно получаю по почте: как стать дизайнером, где учат, как я начинала, могу ли помочь?






Про образование.
Надо идти учиться. Глупо, вроде бы, декламировать общеизвестные истины, однако, вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд.
Скажите, многие ли из вас работают по профессии своего образования? Я спрашиваю людей постарше нынешних выпускников? Тех, кто заканчивал мостостроительные, холодильно-промышленные институты и вузы прочих турбинных лопаток?
Скажите, вы все так считаете: человек с дипломом = человек с образованием? И наоборот?
Мне недавно близкая подруга, которая знает меня уже 24 года, бросила: «Сейчас без института – никуда, это ты без образования стала дизайнером, но наши дети должны учиться!».
Я, конечно, не спорю, что дети должны учиться, но, с утверждением, что я –необразованный человек, не соглашусь!
В моей семье все - люди с высшим образованием, отец даже три института закончил, сестра два, остальные по одному, но все – с дипломами. Все, кроме меня. И я не стесняюсь сейчас об этом говорить!
В школе я училась блестяще, была лучшей ученицей, выигрывала олимпиады по математике, а за сочинения получала награды. Позже, когда сестра училась в институте, я сдавала за нее несколько экзаменов, в том числе, госы, по разным предметам (нам, как близнецам, в этом смысле очень удобно). Как же так, не училась, а получала пятерки?
В том-то и дело, что училась! Ведь получить образование можно не только в аудитории, но и дома, за учебниками и книжками.
Я получила образование модельера-конструктора, в то время это была очень престижная профессия, кроме того, эта работа мне нравилась и я преуспевала в ней. Единственное, что меня угнетало – это необходимость отрабатывать три года после учебы в Доме моделей по распределению. Именно поэтому я бросила писать диплом – уже тогда я поняла, что никогда в жизни об этом не пожалею, так как его у меня никто не спросит, ведь я буду работать только на себя.
Я не призываю молодых людей бросать учебу. Я смотрю на своего взрослого сына, на детей-студентов наших друзей, и понимаю, насколько они еще несамостоятельны, не определены в своих жизненных целях, в выборе профессии, наконец. Может быть, высшее образование предлагается получать слишком рано?
Это замечательно, если юный человек сразу определил свое призвание, получил вовремя образование, и всю жизнь закрепляет опытом свое предназначение, достигает успеха и испытывает удовлетворение от правильности выбранного пути! Только, много ли таких?

Итак, я занималась дизайном одежды, стилем отдельно взятого человека. Мне было интересно общение с заказчиками, мне удавалось вытянуть доверительным разговором их страхи, секреты и надежды. Кто-то был готов к переменам, кто-то находился в плену комплексов, это было так увлекательно, делать красивые вещи и видеть результат перевоплощения!
Надо сказать, моя работа была очень успешной. Ко мне в очередь записывались за полгода вперед, у меня появились постоянные клиенты, была даже одна профессор, которая ездила на примерки ко мне из Москвы. Ее сын, известный переводчик, богатый человек, всегда недоумевал: мама, а что здесь, в Москве не делают маникюр и не шьют костюмов?
Однако, я человек амбициозный и в какой-то момент меня перестал устраивать мой статус. Как ни называйся, стилист всегда остается парикмахером, а модельер – портнихой.
Мне хотелось большего. Да и с приходом товарного изобилия на наш рынок мои услуги перестали быть настолько актуальными.
Около года ушло на поиски нового занятия. Я училась с утра до вечера: компьютер, делопроизводство, анализ и маркетинг, бизнес-английский и тд. Всё не то – меня накрывало уныние при мысли, что этим нужно будет заниматься всю жизнь.
Совершенно случайно меня подтолкнул незнакомый человек – дизайн интерьеров!
Да, конечно, я пошла на курсы, хотя сильно подозревала, что они ничего толкового мне не дадут. Общие предметы вроде истории искусств или цветоведения я изучала еще ранее, а реально практических знаний курсы не прибавляют.
Параллельно с занятиями я приобретала первый строительный опыт. На мою удачу коллега по работе моего супруга начал ремонт новой квартиры по купленному за 900 долларов пятистраничному «проекту». Строители вдруг начали ставить неожиданные задачи: а какая будет отделка стен, а какие планируются светильники и задавать прочие, ставящие в тупик, вопросы. Дизайнер перестала отвечать на телефонные звонки, новосел схватился было за голову, а тут я как раз под руку: дай мне попробовать?
Так я стала заниматься дизайном интерьеров, занимаюсь этим уже (или всего) восемь лет. Читала, спрашивала, вникала, повторяла, всматривалась, думала, анализировала, делала выводы. Я не прекращаю получать образование, это будет продолжаться всю мою жизнь. Но, так и буду, по мнению подруги, «без образования», ведь никто мне не выпишет уже справку, что я – дизайнер .

О профессии дизайнера интерьера.
С одной стороны, это очень интересная, эффектная, привлекательная работа. На первый взгляд.
Строители.
Приходит такая девочка с рюкзачком за спиной, худенькая и молоденькая, с папкой рисунков под мышкой. Строители, грубые опытные мужики, смотрят на нее насмешливо: ну и что за картинки ты нам покажешь? А давно ли ты, девочка, в строительстве? Видели мы тут уже нескольких дурочек, нарисуют черти что…
Надо уметь построить общение так, чтобы эти много знающие в строительстве мужики выстраивались в очередь со своими вопросами: а скажите, как это сделать? и тут вот еще я не понял… Только знание вопроса, владение технологиями, грамотные чертежи и объяснения принесут вам почет и уважение от строителей. Учиться, учиться и учиться! Где? На стройке! Стоять рядом, не бояться задавать вопросы, сидеть вечерами со знакомыми электриками (гипрочниками, сантехниками и тд) и разбираться, учиться, запоминать!
Заказчики.
Нужно уметь работать с людьми. Уметь расположить к себе, получить доверие. И не ждите, что все они будут милые и пушистые! Отвечать придется за деньги, за сроки, за качество – за всё. И даже, если вы на это не подписывались! Мне, например, приходили смс-ки от одного очень высокопоставленного заказчика с таким содержанием: « Эля, тебе не страшно жить?» или « Как мне это ни будет неприятно, я вынужден буду закрыть тебе выезд из России, пока ты не сдашь мне квартиру!». Надо быть готовыми ко всему. И тогда вам доставит несравненное удовольствие от признания того же заказчика, что он был неправ и квартира получилась, благодаря вам, замечательная!
Опыт.
Обязательно. Бесспорно. Неукоснительно. Дизайнер должен был человеком «насмотренным», нельзя засиживаться, постоянно нужна новая информация к рассматриванию! Меня, например, спрашивают, как я знаю, какие должны быть пропорции, какие размеры? Да я всю жизнь с линейкой! В школе моим любимым предметом была геометрия, двадцать лет шитья я измеряла сантиметром объемы и высоты каждый день, и теперь в моей сумке всегда наготове рулетка 
Вот вам случай: работала у меня двадцатипятилетняя девочка, с двумя высшими образованиями, одно из которых профильное, второе художественное. Спрашиваю: почему ты сделала подвод воды к биде на высоте 60 см от пола? А она мне отвечает: что Вы хотите, я биде в глаза в жизни не видела!
То есть, тут ни насмотренности, ни рулетки в руках… Ну, и кто ей доверит свои миллионы?

«Возьмите меня учиться!»
Такие письма я получаю регулярно. Очень похвальное стремление и правильный подход – именно в подмастерьях можно многому обучиться.
В разное время и разные сроки у меня учились 10 стажеров. Какой я вынесла опыт из этого эксперимента?
Приходят молодые начинающие дизайнеры. Ничего не знают, кроме владения некоторыми компьютерными программами, ничего не умеют. Просят научить. Я понимаю, что бесплатно никто больше недели не продержится, устанавливаю зарплату, обучаю, опекаю, поощряю. А потом вижу: от работы увиливают, ответственность на себя не берут, интереса к предмету не обнаруживают, перед трудностями пасуют.
Вот, посмотрите на реплики многих из вас, мои читатели, на обсуждение проблем с раскладкой плиткой в предыдущих постах: Вы сами виноваты! Вы должны были…
Да, я виновата, что взялась обучать людей, кому это на самом деле не нужно. Дала работу тому, кто в ней не нуждается.
Эти молодые люди «с образованием»! Они учились в институте, ПОЛУЧАЯ знания, теперь пришли на работу ПОЛУЧАТЬ опыт.
Понимаете разницу? Знания надо БРАТЬ, а опыт НАРАБАТЫВАТЬ.
На сегодня я рассталась со всеми стажерами, с меня хватит! Правильно мне в предыдущем посту сказали: благими намерениями все знаем, куда выложена дорога, и каждому своего ума не вложишь.
Поэтому, дорогие начинающие: если после всего сказанного, у вас осталось желание прийти ко мне в студию учиться, подумайте, готовы ли вы стать дизайнером? Не девочкой с картинками на хорошей работе, а человеком думающим, ответственным и успешным?

Ну, и хочу закончить рассуждения попыткой ответить на вопрос польского журнала, почему же русские интерьеры так отличаются от западных?

А почему они должны быть похожими? У нас разный менталитет, разные традиции, образование, история, наконец. Профессия дизайнера интерьера в нашей стране – молодая, еще совсем недавно о такой специальности и не слышали, и нигде не обучали. Иметь типичные квартиры, мебель, отделку было принятым, а выделяться, наоборот, было иногда и опасно.
Строительный бум, который накрыл страну в последние десять-пятнадцать лет, предложил людям самостоятельно заниматься обустройством своего жилья, поставляя пустые бетонные коробки под видом готовых квартир. Новоселы, как правило это люди бизнеса, у которых нет ни времени, ни сил, да и желания заниматься несвойственным им делом, приглашают дизайнеров. Спрос на услуги мгновенно стал огромным, а специалистов еще не вырастили. Появились, как грибы после дождя, многочисленные школы и курсы, преподают в которых тоже неясно какого образования специалисты.
Мы растем. Мы учимся. В отличие от стран Запада, где из поколения в поколение передаются традиции, а с ними дома, мебель, утварь, нам приходится начинать с нуля, «черновой отделки».
Я уверена, через десять лет я напишу уже другой ответ. Если вопрос этот еще останется актуальным.

Tags: поговорим коллеги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →